Привет, %username%! Я внезапно для себя вдруг начал довольно много учиться именно официально – я студент в одном универе, студент в другом универе. Давай по-рассуждаем на тему образования в целом.

С системой образования я знаком уже давно в том или ином виде – у меня третья попытка получить высшее образование (и пока что она самая успешная), я работал репетитором около года по физике/информатике для учеников средней и старшей школы, в частном порядке обучаю некоторых людей базовым вещам в программировании (как школьники были, так и взрослые дяди). Короче опыт некоторый есть с каждой из сторон баррикад.

Вопрос образования – это не только лекции в университете или на онлайн курсах. Вопрос образования – это больше вопрос самообразования и у меня есть тому яркое подтверждение – мои сокурсники в количестве четырех групп (примерно сотня человек).

Так исторически сложилось, что выбор профессии и дела всей жизни падает на голову человека в районе 16-18 лет, когда человек вообще ничего о жизни не понимает (хотя кажется, что наоборот – да здравствует старческое ворчание). И первая большая сложность, с которой сталкиваются абсолютно все – школа закончилась. Ведь в школе как было – все учителя так или иначе тебе помогают, а в любом учебном заведении после – если ты нихрена не делаешь, то с какой стати тебе помогать. Бывший школьник ожидает, что на лекциях разжуют все максимально подробно, а материала с этих лекций будет более, чем достаточно для получения заветных зачетов и хороших оценок на сессии. А в реальности же все оказывает абсолютно по другому – и это абсолютно правильная логика, да! Зачем помогать тебе, если ты не способен приехать один день в неделю на занятия? Дела/работа/семья? Ну так не обижайся, что у тебя стоит неявка в ведомости и одногруппники, которые тебя видели только в первый день при поступлении даже не стали за тебя ничего говорить. Забери документы, не трать деньги и занимайся делами/работой/семьей.

Из личного опыта могу сказать, что идти учиться в 17 лет, не понимая, чем хочешь заниматься в жизни, может быть не лучшей идеей. Но после 30, когда ты уже многое попробовал и понял, что тебе интересно, учеба может принести истинное удовольствие. В этом возрасте ты уже точно знаешь, зачем ты здесь, и каждый предмет, каждая лекция кажется более значимой и более интересной – даже для матанализа и матстатистики я нахожу объяснения и практическое применение именно сейчас, в работе.

Обучение, в любом его виде, это в первую очередь самообучение. Даже при обычном очном посещении университета, тебе довольно много времени надо тратить на поиск и изучение материалов, которых не было на лекциях (а если и были, то в виде упоминаний). Практика, которая так необходимо при изучении чего-либо (особенно в сфере информационных технологий), может быть получена лишь самостоятельно – изучая новые материалы и разбираясь в том, чего не было на лекциях.

Сразу хочу отметить, что практика, которая дается в учебных заведениях (да и на массовых образовательных онлайн курсах) направлена в первую очередь на решение одной задачи – максимальный охват публики. Это крайне важно понимать. Данная практика не будет нацелена на хоть какую-нибудь применимость в реальности, где требуется практический опыт. Для получения практического опыта у тебя есть другие инструменты, которые тебе доступны сразу же с первых дней учебы – новые знакомства (с сокурсниками и преподавателями) и фантазия (придумай вместе с одногруппником интересный проект и делайте его вместе). Благодаря знакомствам и фантазии можно получить от обучения сильно больше, чем заложено изначально в программу.

Бородатый студент объясняет молодому преподавателю что его теоретические знания не соответствуют практике в реальной жизни

Кстати, о преподавателях. Важно быть готовым к тому, что большинство преподавателей – это обычные теоретики, которые с практикой по своему направлению сталкивались пару раз за всю жизнь. Это не хорошо и не плохо, это просто факт, о котором нужно помнить. Например, у меня было несколько ситуаций, когда мне приходилось объяснять преподавателям, что теория не имеет ни малейшего отношения к реальности. И были диаметрально противоположные реакции: от “я препод, а ты студент, значит я умный, а ты дурак” и до “я прекрасно понимаю, что я просто теоретик, а вы практик, поэтому с удовольствием послушаю то, как оно в реальной жизни устроено”. В любом случае, после обоих реакций я начинал понимать, что “все таки я чего-то понимаю” – это, как минимум приятно.

Не честным будет забыть про однокурсников. Это те самые ребята и девчата, которые могут тебе помочь в самообучении. Я выше уже рассказал про важность самообразования. Знакомство и общение с однокурсниками, это одна из самых важных идей и работ в процессе обучения. К концу обучения останутся далеко не все – факт, а те с кем ты дойдешь до финала будут как минимум хорошими товарищами, с которыми будет что обсудить. Причем не только по части обучения, но и на другие темы – так или иначе, если не быть мудаком и не допускать мудаков в свое окружение, эти ребята могут стать в будущем твоими коллегами или партнерами. Университет – это огромная система для нетворкинга, а образование и диплом розового цвета лишь побочное явление.

В заключение хочу сказать, что образование – это путь, который каждый из нас выбирает сам. Для кого-то это университет, для кого-то – онлайн-курсы, книги, конференции. Главное – не останавливаться и постоянно развиваться. И помни, %username%, учиться никогда не поздно, важно лишь твое желание и усердие.


Если у тебя есть вопросы, комментарии и/или замечания – заходи в чат, а так же подписывайся на канал.